Педагогам


ПРОЕКТ
«ДЕТСКИЙ  САД И СЕМЬЯ – ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение
     Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создание условий для повышения педагогической культуры родителей.
      Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании» и других.
    Так, в законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
   В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.  ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи детский сад должен определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
    На современном этапе это особенно актуально и объясняется целым рядом причин:
ухудшением состояния здоровья детей (физического, психического);
социально-экономическими проблемами – стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
личностными проблемами родителей – усталостью, психическим и физическим перенапряжением; тревогой в связи со снижением   безопасности жизни; ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствием понимания;
глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы, научно-технический прогресс, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний). 
  Возникает противоречие между необходимостью повышения педагогической культуры родителей и использованием  в основном только традиционных методов и форм работы с родителями  без учета структуры семьи, ее традиций и опыта.  
   
Цель и задачи проекта
Цель  проекта:
Создание условий для развития воспитательного потенциала семьи, профилактики и решения проблем семейного воспитания  путем  разработки и реализации системы педагогического сопровождения родителей (законных представителей)

Задачи:
·        Укомплектовать нормативно-правовую базу по укреплению партнерских отношений ДОУ и семей воспитанников.
·        Изучить модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи
·        Определить и внедрить новые формы и технологии взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель»
·        Использовать дифференцированный подход в работе с родителями (законными представителями)
·        Внедрить в деятельность ДОУ новые государственно-общественные формы управления
·        Установить критерии и показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи

Содержание проектной деятельности
    Проект считается долгосрочным и будет реализован в период 2010 – 2015 гг., состоит из трех этапов: организационного, внедренческого и обобщающего.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1.     Организационный этап:
- определение участников реализации проекта, делегирование полномочий и ответственности;
- комплектование нормативно-правовой базы;
- анализ имеющихся моделей взаимодействия образовательного учреждения и семьи;
- изучение литературы по теме проекта;
-определение форм взаимодействия ДОУ и семьи.

2.     Внедренческий этап:
- использование в работе с семьей традиционных и инновационных форм и технологий;
- разработка и апробация системы государственно-общественного управления ДОУ (структура управления, содержание деятельности новых элементов организационных структур, функциональных обязанностей ее членов);
- разработка критериев и показателей эффективности взаимодействия ДОУ и семьи, формирование пакета диагностических методик

3.     Обобщающий этап:
        - проведение мониторинга эффективности системы педагогического со
          провождения родителей (законных представителей)
       - обобщение результатов, выявление условий, обеспечивающих эффек
         тивность системы педагогического сопровождения родителей (закон
         ных представителей)
       - проведение на базе ДОУ семинара, представление опыта работы по те
         ме проекта для педагогов образовательных учреждений.

Основные действия по реализации проекта

Содержание деятельности
Сроки
Ответственные
Блок 1. Механизмы организации и управление содействием
семейного воспитания
1.     Комплектование нормативно-правовой базы по семейному воспитанию

2010

Заведующая
2.     Создание рабочей группы по изучению моделей взаимодействия ДОУ и семьи

2010

Старший воспитатель
3.     Проведение серии семинаров-практикумов на выбор модели взаимодействия ДОУ и семьи

2010-2011

Заведующая
Ст. восп-ль
4.     Определение форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников

2010-2011

Педагоги ДОУ
5.     Изучение уровня мотивационной готовности педагогов на взаимодействие с семьями воспитанников

2010

Заведующая
Ст. восп-ль

Блок 2. Информационно-просвятительская работа
1.     Организация работы клуба для родителей «Семейная академия» по теме «Предшкольная  подготовка детей дошкольного возраста»

2010-2011

Заведующая
Ст. восп-ль
2.     Проведение серии семинаров-практикумов (мастер-класс) по организации всеобучей с использованием активных форм.

2011-2012

Заведующая
Ст. восп-ль
психолог
3.     Организация и проведение всеобучей с использованием дифференцированного подхода:
- для родителей адаптационных групп
- семьи, чьи дети не посещают ДОУ
         - роль отца в воспитании ребенка
- гиперактивные дети, что делать?
- «я и мой малыш» для мама, воспитывающих ребенка без отца
- темы других всеобучей в соответствии с запросами родителей



2011 г (апрель-май)
2011 (сентябрь)

 В течение реализации проекта и по запросам родителей



Заведующая
Ст. восп-ль
Психолог
Педагоги ДОУ

4.     Использование печатных изданий в работе с родителями:
- буклеты
-журналы
- памятки
- газеты

2010-2015

Заведующая
Ст. восп-ль
Психолог
Педагоги ДОУ

5.     Создание библиотечек и книжных лавок педагогической литературы для родителей в ДОУ

2012

Старший
воспитатель

Блок 3. Государственно-общественные формы управления
1.     Внесение изменений в пакет локальных нормативных актов и разработка новых

2012-2013

Заведующая

2.     Работа родительского комитета ДОУ

2010-2015

Заведующая
3.     Работа родительского комитета групп ДОУ

2011-2012

Воспитатели
4.     Педагогический совет с участием родителей

2012
Заведующая

5.     Участие в родительском совете Камешковского района
2010-2015
Заведующая

6.     Управленческий совет ДОУ
2013-2014
Заведующая


Блок 4. Сохранение традиций семейного воспитания
1.     Проведение совместных  праздников и развлечений
2010
Музыкальный руководитель
Воспитатели
2.     Проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей в их подготовке и проведении

2011-2012

Воспитатели

3.     Работа по составлению, тиражированию и распространению серии печатных материалов для родителей под рубрикой «Традиции семейного воспитания»

2011-2012

Заведующая
Ст. восп-ль

4.     Определение роли бабушек и дедушек в воспитании подрастающего поколения
2011-2012
Заведующая
Ст. восп-ль
Воспитатели
5.     Распространение лучшего опыта семейного воспитания в средствах массовой информации

2013

Заведующая

Блок 5. Диагностика эффективности работы с семьей.
Обобщение и распространение опыта по теме проекта
1.     Подбор диагностического инструментария по взаимодействию ДОУ и семьи

2010-2011

Старший
воспитатель
2.     Определение запросов родителей для организации дефференцированного подхода в работе с семьями

2011

Старший
Воспитатель
Воспитатели
3.     Изучение и обобщение опыта работы педагогов ДОУ по установлению партнерских отношений с семьями воспитанников

2011-2012

Старший
воспитатель
4.     Представление отчета о реализации проекта в рамках работы опорных школ Камешковского района

2011-2015

Заведующая
5.     Диагностика эффективности системы педагогического сопровождения родителей (законных представителей)

2014-2015

Заведующая
Ст. восп-ль
Психолог
6.     Проведение на базе ДОУ семинара с представлением опыта по разработке и реализации системы педагогического сопровождения родителей (законных представителей

2015

Заведующая
Ст. восп-ль
Педагоги ДОУ
7.     Выпуск информационного бюллетеня
2015
Заведующая
Ст. восп-ль

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение:
Общее количество педагогов
13     100%
Из них:
Высшая категория
1 категория
2 категория
без категории

1
6       
5     
1      

Стаж работы
до 5 лет
от 10 до 15 лет
от 15 до 25 лет
свыше 25 лет


4      
1         
2        
6      

Привлечение специалистов Управления образования Камешковского района, МУ «Методический центр»
Курсовая подготовка:
Курсы повышения квалификации педагогов – 100 %
Курсы повышения по теме проекта: Сафарова Вера Васильевна - тематические курсы «Взаимодействие с семьей как фактор повышения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» 2009 г.

Социальное партнерство:
Заключены договора о сотрудничестве   с МОУ СОШ № 1 г. Камешково, МОУ ОШ № 3 г. Камешково.

Бюджет проекта

мероприятия
источники
Приобретение научно-методической литературы по организации работы с семьями воспитанников

Внебюджетные средства
Оформление подписки на печатные издания по дошкольному воспитанию
Бюджетные средства
Курсовая подготовка педагогов ДОУ
Бюджетные средства
Материальное стимулирование участников проекта
Бюджетные средства
Приобретение материалов для издания печатных изданий для родителей
Внебюджетные средства

Ожидаемые результаты

   Результаты реализации проекта должны обеспечить развитие воспитательного потенциала семьи, профилактику и решение проблем семейного воспитания, которые характеризуются следующими показателями:
·        активное участие родителей в жизни и деятельности детского сада 
·        увеличение количества родителей посещающих мероприятия ДОУ
·        расширение государственно-общественных форм управления ДОУ
·        востребованность родителями мероприятий, основанных на дифференцированном подходе
·        распространение лучшего опыта семейного воспитания в СМИ

Жизнеспособность проекта

Данный проект обеспечивает создание системы педагогического сопровождения родителей (законных представителей), которая в дальнейшем будет реализоваться в ДОУ при организации работы с семьей. Образовательные учреждения города и района на основе данного проекта смогут создать свои системы сотрудничества  или адаптировать данную систему взаимодействия с семьями воспитанников.

Список литературы

1.     Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
2.     Аспекты взаимодействия школы и семьи/ Под ред. С.Ю. Бубновой, В.А. Андриеш. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
3.     Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.
4.     Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
5.     Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6.     Москалюк О.В. Педагогика взаимопонимая. – Волгоград, 2011.
7.     Носова Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
8.      
9.     Солодякина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: АРКТИ, 2004.
10.                       Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.


5 комментариев:

  1. Наталья Ивановна, спасибо за публикацию Вашего проекта. Это одна из самых актуальных тем. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. И именно активные формы работы помогают приблизить родителей к детскому саду, сделать их активными участниками образовательного процесса. Я сама увлекаюсь этой темой, накоплен достаточно богатый материал (Цикл тренинговых занятий для молодых родителей, цикл тренинговых занятий для родителей будущих первоклассников, образовательный проект "Скоро в школу на идти...). Так что предлагаю дружить домами (В смысле обмена опытом):)

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Анатольевна, тема действительно актуальная. Наш детский сад является опорным учреждением для детских садов Камешковского района. Накоплен определенный материал, так что предложение дружить домами принимается с большим удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  3. Замечательно! Вам можно писать по указанному в таблице участников электронному адресу?

    ОтветитьУдалить
  4. Пишите, буду очень рада. Это мой личный адрес электронной почты.

    ОтветитьУдалить