ПРОЕКТ
«ДЕТСКИЙ САД И
СЕМЬЯ – ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Введение
Процессы демократизации в системе образования,
его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска
решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с
семьей, создание условий для повышения педагогической культуры родителей.
Идея
взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной
ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в
ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного
воспитания», «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении»,
законе «Об образовании» и других.
Так, в законе
«Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем возрасте.
В соответствии с
этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но и
консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи детский сад
должен определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы
и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся
условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог
дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по
их воспитанию.
На современном
этапе это особенно актуально и объясняется целым рядом причин:
ухудшением состояния здоровья детей (физического, психического);
социально-экономическими проблемами – стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
личностными проблемами родителей – усталостью, психическим и физическим перенапряжением; тревогой в связи со снижением безопасности жизни; ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствием понимания;
глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы, научно-технический прогресс, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний).
ухудшением состояния здоровья детей (физического, психического);
социально-экономическими проблемами – стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
личностными проблемами родителей – усталостью, психическим и физическим перенапряжением; тревогой в связи со снижением безопасности жизни; ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствием понимания;
глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы, научно-технический прогресс, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний).
Возникает противоречие
между необходимостью повышения педагогической культуры родителей и
использованием в основном только традиционных
методов и форм работы с родителями без
учета структуры семьи, ее традиций и опыта.
Цель и задачи
проекта
Цель проекта:
Создание условий для развития воспитательного потенциала
семьи, профилактики и решения проблем семейного воспитания путем
разработки и реализации системы педагогического сопровождения родителей
(законных представителей)
Задачи:
·
Укомплектовать нормативно-правовую базу по укреплению
партнерских отношений ДОУ и семей воспитанников.
·
Изучить модели взаимодействия образовательного учреждения
и семьи
·
Определить и внедрить новые формы и технологии
взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель»
·
Использовать дифференцированный подход в работе с
родителями (законными представителями)
·
Внедрить в деятельность ДОУ новые
государственно-общественные формы управления
·
Установить критерии и показатели эффективности
взаимодействия ДОУ и семьи
Содержание
проектной деятельности
Проект
считается долгосрочным и будет реализован в период 2010 – 2015 гг., состоит из
трех этапов: организационного, внедренческого и обобщающего.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Организационный этап:
- определение участников реализации проекта,
делегирование полномочий и ответственности;
- комплектование нормативно-правовой базы;
- анализ имеющихся моделей взаимодействия
образовательного учреждения и семьи;
- изучение литературы по теме проекта;
-определение форм взаимодействия ДОУ и семьи.
2. Внедренческий этап:
- использование в работе с семьей традиционных и
инновационных форм и технологий;
- разработка и апробация системы
государственно-общественного управления ДОУ (структура управления, содержание
деятельности новых элементов организационных структур, функциональных обязанностей
ее членов);
- разработка критериев и показателей эффективности
взаимодействия ДОУ и семьи, формирование пакета диагностических методик
3. Обобщающий этап:
-
проведение мониторинга эффективности системы педагогического со
провождения
родителей (законных представителей)
- обобщение
результатов, выявление условий, обеспечивающих эффек
тивность системы
педагогического сопровождения родителей (закон
ных
представителей)
- проведение
на базе ДОУ семинара, представление опыта работы по те
ме проекта
для педагогов образовательных учреждений.
Основные
действия по реализации проекта
Содержание деятельности
|
Сроки
|
Ответственные
|
Блок 1. Механизмы организации и управление содействием
семейного воспитания
|
||
1. Комплектование нормативно-правовой базы по семейному воспитанию
|
2010
|
Заведующая
|
2. Создание рабочей группы по изучению моделей
взаимодействия ДОУ и семьи
|
2010
|
Старший воспитатель
|
3. Проведение серии семинаров-практикумов на выбор модели
взаимодействия ДОУ и семьи
|
2010-2011
|
Заведующая
Ст. восп-ль
|
4. Определение форм взаимодействия педагогов с семьями
воспитанников
|
2010-2011
|
Педагоги ДОУ
|
5. Изучение уровня мотивационной готовности педагогов на
взаимодействие с семьями воспитанников
|
2010
|
Заведующая
Ст. восп-ль
|
Блок 2. Информационно-просвятительская работа
|
||
1. Организация работы клуба для родителей «Семейная
академия» по теме «Предшкольная подготовка
детей дошкольного возраста»
|
2010-2011
|
Заведующая
Ст. восп-ль
|
2. Проведение серии семинаров-практикумов (мастер-класс)
по организации всеобучей с использованием активных форм.
|
2011-2012
|
Заведующая
Ст. восп-ль
психолог
|
3. Организация и проведение всеобучей с использованием
дифференцированного подхода:
- для родителей адаптационных групп
- семьи, чьи дети не посещают ДОУ
- роль
отца в воспитании ребенка
- гиперактивные дети, что делать?
- «я и мой малыш» для мама, воспитывающих ребенка без
отца
- темы других всеобучей в соответствии с запросами
родителей
|
2011 г (апрель-май)
2011 (сентябрь)
В течение реализации
проекта и по запросам родителей
|
Заведующая
Ст. восп-ль
Психолог
Педагоги ДОУ
|
4. Использование печатных изданий в работе с родителями:
- буклеты
-журналы
- памятки
- газеты
|
2010-2015
|
Заведующая
Ст. восп-ль
Психолог
Педагоги ДОУ
|
5. Создание библиотечек и книжных лавок педагогической
литературы для родителей в ДОУ
|
2012
|
Старший
воспитатель
|
Блок 3. Государственно-общественные формы управления
|
||
1. Внесение изменений в пакет локальных нормативных актов
и разработка новых
|
2012-2013
|
Заведующая
|
2. Работа родительского комитета ДОУ
|
2010-2015
|
Заведующая
|
3. Работа родительского комитета групп ДОУ
|
2011-2012
|
Воспитатели
|
4. Педагогический совет с участием родителей
|
2012
|
Заведующая
|
5. Участие в родительском совете Камешковского района
|
2010-2015
|
Заведующая
|
6. Управленческий совет ДОУ
|
2013-2014
|
Заведующая
|
Блок 4. Сохранение традиций семейного воспитания
|
||
1. Проведение совместных
праздников и развлечений
|
2010
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
|
2. Проведение семейных праздников с обеспечением
возможности совместного участия родителей и детей в их подготовке и проведении
|
2011-2012
|
Воспитатели
|
3. Работа по составлению, тиражированию и распространению
серии печатных материалов для родителей под рубрикой «Традиции семейного
воспитания»
|
2011-2012
|
Заведующая
Ст. восп-ль
|
4. Определение роли бабушек и дедушек в воспитании
подрастающего поколения
|
2011-2012
|
Заведующая
Ст. восп-ль
Воспитатели
|
5. Распространение лучшего опыта семейного воспитания в
средствах массовой информации
|
2013
|
Заведующая
|
Блок 5. Диагностика эффективности работы с семьей.
Обобщение и распространение опыта по теме проекта
|
||
1. Подбор диагностического инструментария по
взаимодействию ДОУ и семьи
|
2010-2011
|
Старший
воспитатель
|
2. Определение запросов родителей для организации дефференцированного
подхода в работе с семьями
|
2011
|
Старший
Воспитатель
Воспитатели
|
3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов ДОУ по
установлению партнерских отношений с семьями воспитанников
|
2011-2012
|
Старший
воспитатель
|
4. Представление отчета о реализации проекта в рамках
работы опорных школ Камешковского района
|
2011-2015
|
Заведующая
|
5. Диагностика эффективности системы педагогического сопровождения родителей
(законных представителей)
|
2014-2015
|
Заведующая
Ст. восп-ль
Психолог
|
6. Проведение на базе ДОУ семинара с представлением опыта по разработке и
реализации системы педагогического сопровождения родителей (законных представителей
|
2015
|
Заведующая
Ст. восп-ль
Педагоги ДОУ
|
7. Выпуск информационного бюллетеня
|
2015
|
Заведующая
Ст. восп-ль
|
Ресурсное
обеспечение проекта
Кадровое обеспечение:
Общее
количество педагогов
|
13 100%
|
Из них:
Высшая
категория
1
категория
2
категория
без
категории
|
1
6
5
1
|
Стаж
работы
до 5 лет
от 10 до
15 лет
от 15 до
25 лет
свыше 25
лет
|
4
1
2
6
|
Привлечение специалистов Управления образования
Камешковского района, МУ «Методический центр»
Курсовая подготовка:
Курсы повышения квалификации педагогов – 100 %
Курсы повышения по теме проекта: Сафарова Вера Васильевна
- тематические курсы «Взаимодействие с семьей как фактор повышения
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» 2009 г.
Социальное партнерство:
Заключены договора о сотрудничестве с МОУ СОШ № 1 г. Камешково, МОУ ОШ № 3 г.
Камешково.
Бюджет проекта
мероприятия
|
источники
|
Приобретение научно-методической литературы по
организации работы с семьями воспитанников
|
Внебюджетные средства
|
Оформление подписки на печатные издания по дошкольному
воспитанию
|
Бюджетные средства
|
Курсовая подготовка педагогов ДОУ
|
Бюджетные средства
|
Материальное стимулирование участников проекта
|
Бюджетные средства
|
Приобретение материалов для издания печатных изданий
для родителей
|
Внебюджетные средства
|
Ожидаемые результаты
Результаты реализации проекта
должны обеспечить развитие воспитательного потенциала семьи, профилактику и
решение проблем семейного воспитания, которые характеризуются следующими
показателями:
·
активное участие родителей в жизни и деятельности
детского сада
·
увеличение количества родителей посещающих мероприятия
ДОУ
·
расширение государственно-общественных форм управления
ДОУ
·
востребованность родителями мероприятий, основанных на
дифференцированном подходе
·
распространение лучшего опыта семейного воспитания в СМИ
Жизнеспособность проекта
Данный проект обеспечивает создание системы педагогического сопровождения
родителей (законных представителей), которая в дальнейшем будет реализоваться в
ДОУ при организации работы с семьей. Образовательные учреждения города и района
на основе данного проекта смогут создать свои системы сотрудничества или адаптировать данную систему
взаимодействия с семьями воспитанников.
Список литературы
1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и
детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я.
– 2004. - №4. – с. 23-35.
2. Аспекты взаимодействия школы и семьи/ Под ред. С.Ю. Бубновой, В.А. Андриеш.
– СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
3. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг,
В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.
4. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство
развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных
учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.:
ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е
изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6. Москалюк О.В. Педагогика взаимопонимая. – Волгоград, 2011.
7. Носова Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей-
СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
8.
9. Солодякина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.:
АРКТИ, 2004.
10.
Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции.
– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьНаталья Ивановна, спасибо за публикацию Вашего проекта. Это одна из самых актуальных тем. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. И именно активные формы работы помогают приблизить родителей к детскому саду, сделать их активными участниками образовательного процесса. Я сама увлекаюсь этой темой, накоплен достаточно богатый материал (Цикл тренинговых занятий для молодых родителей, цикл тренинговых занятий для родителей будущих первоклассников, образовательный проект "Скоро в школу на идти...). Так что предлагаю дружить домами (В смысле обмена опытом):)
ОтветитьУдалитьЕлена Анатольевна, тема действительно актуальная. Наш детский сад является опорным учреждением для детских садов Камешковского района. Накоплен определенный материал, так что предложение дружить домами принимается с большим удовольствием.
ОтветитьУдалитьЗамечательно! Вам можно писать по указанному в таблице участников электронному адресу?
ОтветитьУдалитьПишите, буду очень рада. Это мой личный адрес электронной почты.
ОтветитьУдалить